На пороге образовательной катастрофы: Почему в Германии не хватает педагогов и падает уровень образования

Германия стоит на пороге «образовательной катастрофы», уверен немецкий журнал Spiegel. В стране не хватает школ и учителей, классы переполнены, а педагоги перегружены работой. «В некоторых средних школах до четверти уроков ведут временные сотрудники, во многих начальных классах сидят до 50 учеников», — описывает ситуацию издание. Ко всему прочему и сами школьные здания находятся не в лучшем техническом состоянии. Многие из них уже давно требуют ремонта и нового оборудования, на что, по оценкам, Германии сейчас нужно потратить порядка 50 миллиардов евро.

На пороге образовательной катастрофы: Почему в Германии не хватает педагогов и падает уровень образования

Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Все эти проблемы, естественно, сказываются на уровне образования — уровень его, особенно в начальных классах, становится все хуже. По данным кёльнского Института экономических исследований, сегодняшние немецкие младшеклассники отстают в обучении от своих сверстников образца 2016 года на одну-две четверти. По навыкам чтения до минимальных требований в Германии сейчас не дотягивают 18 процентов учеников четвертых классов, по арифметике — 22 процента, а по правописанию — почти каждый третий. Эксперты указывают, что такое падение образовательного уровня скоро начнет негативно сказываться и на немецкой экономике, которой нужны все более квалифицированные кадры. Они призывают правительство срочно обратить внимание на проблему, начав хотя бы с цифровизации школ. Правительство, впрочем, и без того в курсе ситуации. На прошлой неделе федеральный министр образования Беттина Штарк-Ватцингер пригласила своих земельных коллег на так называемый образовательный саммит, чтобы обсудить с ними положение немецких школ. Однако из 16 земельных министров на саммит явились только двое. Остальные посчитали, что мероприятие подготовлено плохо и поверхностно, а просто обсуждать текущую ситуацию не имеет смысла — нужны решения, причем срочные. Но похоже, что немецкие чиновники от образования даже не знают, с чего и как начинать, настолько все сложно и запутанно.

Видео дня

В некоторых средних школах ФРГ до четверти уроков ведут временные сотрудники, во многих начальных классах сидят до 50 учеников

В начале 2000-х годов в Германии начали закрывать школы и закрыли в итоге каждую пятую. Из-за падения рождаемости в стране учеников тогда становилось все меньше и так много школ было уже не нужно. Но потом в Германию хлынул поток мигрантов. Сначала с Ближнего Востока и Африки, а затем, уже в прошлом году, — с Украины. И немецкие школы просто не справились. К тому же на учителей помимо резко увеличившейся обычной нагрузки легла еще и дополнительная. Многие дети из семей мигрантов испытывают трудности с немецким языком. Исправлять все эти языковые и интеграционные пробелы приходится в итоге учителям.

При этом сама профессия учителя в Германии стремительно теряет привлекательность, даже несмотря на высокие зарплаты и привилегированный статус госслужащего, который получают работники немецких школ. Как отмечает журнал Spiegel, раньше работать в школу шли либо по призванию, либо ради стабильности — одна из привилегий госслужащего заключается в том, что его практически невозможно уволить. Но за последнее время стабильная работа перестала быть большой ценностью — квалифицированных кадров в Германии остро не хватает и при наличии высшего образования найти себе работу с хорошей зарплатой сейчас не так уж сложно. Учителя же по призванию в последнее время чувствуют себя в школах некомфортно. Со своим педагогическим образованием они часто проигрывают обладателям других специальностей, которых сейчас активно набирают в школы. «Баварское радио» приводит в этой связи пример учительницы из Мюнхена, которой не разрешили вести обществознание в средних классах по причине нехватки у нее специальной подготовки и академических достижений в данной сфере, но зато легко отдали этот предмет выпускнику с дипломом политолога.

Недовольные своим положением, нагрузкой и давлением со стороны руководства, а также общей ситуацией в школах старые кадры уходят. Новые тоже не задерживаются надолго, и в результате значительная часть учителей в немецких школах — это временные сотрудники, нанимаемые на короткий период. И никто не знает, что с этим делать. Даже сами работники школ говорят, что решить кадровую проблему вряд ли удастся даже в долгосрочной перспективе.

Впрочем, есть и другие подходы. По информации газеты Bild, в Бремене недавно внутренним распоряжением местного министерства образования просто запретили учителям обсуждать школьные проблемы с журналистами и политиками, а также высказываться на подобные темы в соцсетях. Все интервью или комментарии, если учителей, например, попросят об этом СМИ, должны проходить через специальную пресс-службу или как минимум через директора школы. Правда, в ответ на запрос Bild в бременском минобразовании позже заявили, что распоряжение было выпущено по ошибке и сейчас его уже отозвали. Но, как считает издание, в ведомстве просто испугались того, что сначала сами же сознательно и сделали.

Источник: news.rambler.ru